Почему растут акции аэрофлота?

Блог компании General Invest | Наш взгляд на акции Аэрофлота

Рекомендуем обратить внимание на акции компании «Аэрофлот», считаем их фундаментально привлекательными в долгосрочной перспективе.

✈️ Аэрофлот – крупнейший российский авиаперевозчик с долей рынка авиаперевозок России выше 40% (по состоянию на 1 кв. 2021 г.), с самым крупным и новым авиапарком в стране (336 воздушных судов со средним возрастом чуть выше 7 лет). Компания также является одним из лидеров европейского авиарынка и одним из мировых лидеров по перевозкам между Европой и Азией. В состав Группы «Аэрофлот» входят сетевые авиакомпании «Аэрофлот», «Россия», «Аврора», лоукостер «Победа», а также профильные сервисные компании. По данным компании, она является одним из мировых лидеров по качеству обслуживания пассажиров и занимает четвертое место по цифровизации среди авиакомпаний мира, согласно рейтингу компании по стратегическому консалтингу Bain & Company.


Динамика акций Аэрофлота

Кризис пандемии в 2020 году

В связи с глобальным ограничением авиасообщения в 2020 году Аэрофлот, как и другие авиакомпании, пережил один из самых масштабных кризисов.

  • Пассажиропоток Аэрофлота по итогам года упал на 50% г/г до 30,2 млн человек (на международных маршрутах– на 78% до 6 млн.).
  • Выручка сократилась на 55% г/г до 302,2 млрд. руб.
  • EBITDA упала на 84%.
  • Показатели чистой прибыли и свободного денежного потока ушли в отрицательную зону.
  • Долг компании по итогам 2020 г. увеличился на 31% г/г до 752,9 млрд, руб. Отчасти это было связано с ослаблением рубля (88% долга это валютный лизинг), а отчасти — с ростом долговой нагрузки на фоне падения EBITDA в 2020 г. и отрицательного свободного денежного потока.
  • Кроме того, для финансирования деятельности компания разместила акции на 80 млрд руб. по цене 60 руб. за акцию. Государство выкупило бумаги новой эмиссии на сумму 50 млрд руб.

Итоги 1 квартала 2021 года

  • Темпы падения пассажиропотока снизились до 34% г/г и даже выросли на 4% кв./кв.
  • В абсолютном выражении пассажиропоток составил 7,4 млн человек, из них 6,3 млн пришлось на внутренние перевозки, что на 3% выше, чем в 4 кв. 2020 г. и на 3% ниже результатов 1 кв. 2020 г.
  • Выполненный пассажирооборот вырос квартал к кварталу на 6,7%, а коэффициент занятости пассажирских кресел — на 5,5 п. п. На внутренних маршрутах этот показатель составил 83,3%, что выше, чем до пандемии (в 1 кв. 2019).
  • Выручка снизилась на 39,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 75,5 млрд. руб., но выросла на 11% квартал к кварталу.
  • Показатель EBITDA составил 7, 71 млрд. (-41% г/г) против отрицательной величины в 4 кв. 2020 г.
  • Рентабельность EBITDA 10,1% против 10,5% в 1 кв. 2020 г.
  • Чистый убыток составил 25,14 млрд. руб. против убытка свыше 48 млрд руб. в 4 кв 2020 г. и убытка на уровне 22,5 млрд. в 1 кв. 2020 г.
  • Свободный денежный поток остался отрицательным на уровне около -5 млрд руб. в месяц. Менеджмент не исключает сохранения отрицательного денежного потока во 2 кв. 2021. на аналогичных уровнях.
  • На 31 марта 2021 года объем денежных средств и краткосрочных финансовых инвестиций составил 78,2 млрд руб. Группа сохранила значительную часть денежных средств, привлеченных в результате эмиссии акций в октябре 2020 года. При этом группа «Аэрофлот» исправно обслуживала свои обязательства, в том числе перед лизингодателями.
  • Операционные расходы в 1 квартале 2021 года снизились на 29,8% (на 19,4% без учета расходов на авиационное топливо) и составили 96, 2 млрд. руб.
  • Общий долг по состоянию на 31 марта 2021 г. остался практически на уровне показателя на 31 декабря 2020 г., увеличившись на 0,2% — до 753,68 млрд. руб.
  • Чистый долг «Аэрофлота» (без учета лизинговых обязательств) увеличился на 17,2 млрд руб. по сравнению с концом 2020 года до 675,43млрд руб., что примерно соответствует уровню годовой давности, хотя Аэрофлот привлек 80 млрд руб. за счет продажи новых акций.


📝 Основные выводы

  • Наблюдается некоторое улучшение операционных и финансовых показателей, пока преимущественно на внутренних направлениях, но и в международном сегменте есть первые признаки улучшения.
  • Судя по росту объёмов бронирования и по апрельским результатам по пассажиропотоку (рост в 14 раз по сравнению с апрелем 2020 г.), 2ой квартал должен показать дальнейшую позитивную динамику. Во-первых, 2-ой квартал исторически более сильный, а во-вторых, база прошлого года (апрель-май) будет экстремально низкой из-за пика карантинных ограничений в 2020 г.
  • Долговая нагрузка авиакомпании выглядит умеренной относительно отрасли, но тем не менее, она возросла, даже несмотря на вторичное размещение акций, что может сдерживать инвестиционный потенциал акций.
  • До полного восстановления предстоит еще большой путь, так как пандемия продолжает очень значительно влиять на перевозки, прежде всего, международные.
  • Учитывая отрицательные показатели по прибыли и до недавнего времени по EBITDA, акции Аэрофлота торгуются с большой премией к своим историческим показателям. Впрочем, данная картина характерна для всех авиакомпаний.
  • Дисконт акций Аэрофлота по мультипликатору EV/EBITDA к глобальным аналогам составляет 54% (22% к турецким перевозчикам).

Мы считаем акции Аэрофлота фундаментально привлекательными на долгосрочном горизонте в свете постепенного восстановления объемов международных перевозок.

❗️ Основные риски

  • Медленные темпы восстановления авиаперевозок.
  • Высокие темпы роста цен на нефть, повышающие цены на авиационное топливо.

Акции Аэрофлота взлетели на 5%. Что дальше

Техническая картина

В понедельник акции Аэрофлота растут на 5%. Сформированный еще в апреле импульс роста на дневном графике указывает на вероятное продолжение восходящей тенденции. Первая цель роста находится у верхней границы области сопротивления 69,8–71,5, и сегодня она достигнута.

Далее, оптимальным будет выглядеть откат к пробитой зоне сопротивления на недельном графике 69–69,8. Если недельная свеча после отката закрепится выше этой зоны, то откроется дорога к среднесрочным целям на отметках 74 и в области 77–82. Выше этих значений подъем маловероятен в связи с низким зарубежным пассажиропотоком.


Статистика по авиаперевозкам

Пассажиропоток авиакомпаний РФ в апреле 2021 г. упал на 23% относительно апреля 2019 г. до 7,2 млн человек, согласно оперативным данным Росавиации.

Группа Аэрофлот в апреле снизила перевозки примерно на 35% в сравнении с апрелем 2019 г., до 3 млн пассажиров. В частности, авиакомпания «Аэрофлот» перевезла 1,37 млн пассажиров, «Победа» — 1 млн пассажиров, «Россия» — 636 тыс. пассажиров.

Пассажиропоток вырос почти в 10 раз в сравнении с апрелем 2020 г., когда внутренние и зарубежные рейсы из РФ были ограничены из-за COVID-19.

Новости

Последние новости Аэрофлота указывают на возобновление или увеличение регулярных полетов внутри страны. К летнему сезону увеличивается количество рейсов из Москвы в города Урала, Сибири, Поволжья и Дальнего Востока. На некоторых маршрутах число перелетов возрастает в 2–3 раза.

Объем внешних авиаперелетов остается низким из-за запрета полетов за рубеж. Для снижения простоя парка самолетов компания решила перенаправить до 25% парка самолетов на российские черноморские курорты. Количество рейсов в Симферополь, Анапу и Геленджик вырастет в два–четыре раза в летний сезон.

БКС Мир инвестиций

Последние новости

Рекомендованные новости

Рынок США. Ждем выступления Джерома Пауэлла

Бумаги TCS Group прорвали первую линию обороны. Что дальше

Подборка высокодоходных REIT для частного инвестора

Гейминг-ETF: инвестициям время, потехе час

Акции Южной Кореи для российского инвестора: что выбрать

Дивидендный сезон подходит к концу. Чего ждать от рынка

Нефтяники США сжигают резервы

PepsiCo. Отчет превзошел ожидания. Что дальше

Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru

Copyright © 2008–2021. ООО «Компания БКС» . г. Москва, Проспект Мира, д. 69, стр. 1
Все права защищены. Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено.
Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 , выдана ФКЦБ РФ 10.01.2001 г.

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ОАО Московская Биржа. ООО «Компания Брокеркредитсервис» , лицензия № 154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

Читайте также  Дивиденды по акциям

Стоит ли покупать акции Аэрофлота сейчас?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ IS:

INVEST-SPACE не покупает акции Аэрофлота в 2021 году в краткосрочные и среднесрочные портфели:

  • Компания не является дешевой ни по текущим, ни по форвардным мультипликаторам;
  • Большая вероятность значительной коррекции на рынках акций в перспективе 1 год. Компания является крайне популярной у частных инвесторов на Московский бирже и входит в «Народный портфель» (портфель, отражающий фактическое соотношение портфелей инвесторов по 10 наиболее популярным акциям) с большой долей в 8,1%. При коррекции частные инвесторы могут усредняться маржинальными позициями, что может вызвать в будущем еще большие продажи;

  • Деятельность Группы Аэрофлот по итогам 2021 г. вероятно останется убыточной в силу сохранения издержек при значительном снижении объема авиаперевозок относительно 2019 г., полное восстановление авиаперевозок согласно прогнозу менеджмента может состояться не раньше 2023-2024 гг., в России — в 2022 году;
  • Текущая динамика финансовых и производственных показателей Аэрофлот не позволяет надеяться на дивиденды по итогам 2021 года, считаем, что компания вернется к выплате дивидендов в 2023 году по итогам 2022 года однако адекватно прогнозировать их размер сложно, по нашему мнению, это может быть около 5-6% доходности от текущих котировок. Владельцы среднесрочных облигаций Аэрофлота в более выгодном положении с доходностью к погашению в 8-8,5% годовых;
  • Вероятность повторных карантинов, в случае роста заболеваемости COVID, что окажет давление на маржу Аэрофлота, особенно ядра Группы и АК Россия.

Пассажиропоток и операционные показатели деятельности Аэрофлот 2021 г.

Объем мировых авиаперевозок сократился по итогам 2020 года до уровней 2000 г., общий объем убытка глобальной отрасли по итогам 2020 г. насчитывается в сумму более $100 млрд. Внутренние перевозки скатились к уровню 2010 г.

Аэрофлот в 2021 в среднем перевозит 2 млн человек на внутренних рейсах, в 2019 г. – это значение составляло 2,8 млн человек, соотношение по международным рейсам более драматично 0,36 к 0,61 млн чел. Поступательное движение к 130 млн согласно Стратегии пока видится крайне тернистым.

Занятость кресел восстанавливается. Грузооборот в 2021 году в среднем составляет около 21 тысяч тонн в месяц, по итогам 2019 года – 26,4 тыс. тонн.

В конце 2020 г. Группу покинула Аврора.

Финансовые результаты Аэрофлот за 2021г.

Показатели Аэрофлота разворачиваются вверх относительно провальных 2 и 3 квартала 2020 г. Авиаперевозки одна из отраслей, которая продолжает испытывать наиболее острое давление коронавирусного кризиса. Операционные показатели деятельности Группы Аэрофлот и продолжение ряда мировых ковидных ограничений, к сожалению, оставляют мало шансов для прибыльной деятельности Группы в 2021 г., за исключением основного локомотива последних лет — АК Победа.

Предполагаем, что деятельность Группы Аэрофлот по итогам 2021 года, также как и в 2020 году останется убыточной в силу сохранения расходов на сохранение персонала и авиапарка (в т.ч. лизинговые платежи) при значительном снижении перевозок относительно 2019 года, к прибыли Группа скорее всего вернется не ранее 2022 г.

В годовом отчете компании говорится о низких затратах на кресло-километр в глобальном масштабе, вместе с тем надо учитывать и доходную составляющую, которая в большинстве приведенных регионов также выше.

Рыночные мультипликаторы Группы Аэрофлот и прогноз по акциям

Капитализация Аэрофлот (P) на начало июля 2021 г. составляет приблизительно 165 млрд руб.

С декабря 2020 г. по июль 2021 г. котировки акций компании находятся в узком диапазоне 65-75 рублей за акцию, и имеют большие шансы на сохранение такой динамики до конца 2021 г., если не вмешаются какие-то новые факторы, такие как доп эмиссия акций для повышения капитала, очередные закрытия границ и пр.

Показатели и рыночные мультипликаторы:

2018 2019 2020 LTM*
Ден. средства 30,1 25,9 93,8 78,2
Чистый долг 630,2 547,8 658,1 675,5
EPS 5,13 12,2 -46,2 -49,9
P/E 19,7 8,51 -1,49 -1,38
EV/EBITDA 4,9 3,92 30,6 39
Долг/EBITDA 4,16 3,24 24,4 31,2

* по итогам 1 кв. 2021 г.

Благодаря доп эмиссии в 2020 г. у компании высокий уровень наличности, который тем не менее потихоньку «проедается» в силу убыточности.

Огромный чистой долг и невероятные мультипликаторы по EV/EBITDA и Долг/EBITDA объясняются введением новых стандартов МСФО (IFRS 16), в силу которых лизинговые платежи Аэрофлот по самолетам переклассифицированы в долг. У инвесторов есть разные мнения на этот счет — то ли считать лизинговые платежи по примеру «ипотеки недвижимости», то ли как «аренда недвижимости». Если по второму варианту, и росте EBIT даже к 50 млрд в 2021 г. (считаем это маловероятным) то мультипликатор EV/EBITDA (форв 2021 г) преображается в 4, что соответствует среднему значению 2016-2019 гг. и не содержит потенциала роста по акциям.

Также хочется обратить внимание на EPS (прибыль на акцию), который по-нашему мнению в обозримой перспективе (на горизонте 3 лет) даже близко не приблизится к максимальным значениям 2016 г. в 35 руб. на акцию.

В будущем, когда отрасль перестанет штормить и пройдут ключевые вливания в капитал, можно будет сделать сравнение мультипликаторов Аэрофлот с Ютэйром и зарубежными аналогами.

Дивиденды Аэрофлот 2021 и 2022 гг.

Начиная с дивидендов по итогам 2016 г. компания перешла на выплаты дивидендов в размере 50% чистой прибыли по МСФО, за 2019 и 2020 гг. дивидендных выплат компания в силу понятных причин не осуществляла. Текущая динамика финансовых и производственных показателей не позволяет надеяться на дивиденды и по итогам 2021 г., считаем, что компания вернется к выплате дивидендов в 2023 г. по итогам 2022 г. однако адекватно прогнозировать их размер сложно, по нашему мнению, это может быть около 5-6% доходности от текущих котировок. Владельцы среднесрочных облигаций Аэрофлота в более выгодном положении с доходностью к погашению в 8-8,5% годовых.

Допэмиссия акций Аэрофлот и структура акционерного капитала

В октябре 2020 г. состоялось размещение дополнительных акций Аэрофлота в количестве 1 333 919 149 штук для пополнения оборотных средств компании. Фактическая цена размещения составила 60 рублей за акцию. Таким образом акций стало в 2,2 раза больше, это в том числе надо учитывать при расчете дивидендов на акцию.

Количество размещенных обыкновенных акций
На 31.12.2019 1 110 616 299
На 31.12.2020 2 444 535 448

По итогам размещения акций привлекла более 80 млрд руб., большую часть акций выкупила РФ, в результате размещения ее доля в уставном капитале увеличилась до 57,34%. В свободном обращении находится 40,7% акций Аэрофлот.

Акции Аэрофлота обращаются как на Московской бирже (тикер — AFLT) так и в виде глобальных депозитарных расписок (ГДР, тикер – AETG) на внебиржевом рынке Франкфуртской фондовой биржи. Одна ГДР соответствует 5 обыкновенным акциям. Банк-депозитарий по ГДР — Deutsche Bank Trust Company Americas.

Спасибо за внимание и успешных вам инвестиций!

Данный материал подготовлен на основании проведенного анализа публичной информации и на его базе собственного прогноза в целях ее использования для формирования инвестиционных портфелей INVEST-SPACE (не является инвестиционным советником согласно ФЗ «О рынке ценных бумаг» и не осуществляет деятельность по индивидуальному консультированию). Материал не может рассматриваться или использоваться как индивидуальная инвестиционная рекомендация. INVEST-SPACE не несет ответственности за возможные убытки от использования информации, содержащейся в данном материале.

Стоит ли сейчас покупать акции Аэрофлота

Начиная с середины 2017 года, акции перевозчика обвалились почти на 70%, а запутанная ситуация с коронавирусом только усугубила общее положение дел. Опытные специалисты выделяют массу негативных факторов (обвал операционных и финансовых показателей, навес допэмиссии, вероятность очередной волны пандемии), которые опять-таки идут в разрез с ранее высоким спросом на рассматриваемую компанию. Поэтому вполне резонно всерьёз задуматься, а стоит ли сейчас покупать акции «Аэрофлота» и когда именно ожидать восстановления котировок?

  1. Финансовое положение компании на рынке
  2. Текущий график акций AFLT
  3. Возможности для акционеров «Аэрофлот»
  4. Нюансы покупок и риски
  5. Когда лучше брать акции
  6. Прогнозы экспертов по акциям «Аэрофлот»

Финансовое положение компании на рынке

«Аэрофлот» — одна из старейших авиакомпаний мира, которая функционирует уже около 100 лет. Региональная деятельность группы была кардинально реорганизована только в 2016 году, после чего известный бренд объединился с «Донавиа» и Orenair, и теперь в структуру холдинга входят не менее знаменитые подразделения («Россия», «Аврора» и «Победа»), а также дочерние предприятия («Аэромар», «Шеротель», авиашкола, «А-Техникс» и «Финанс»). Контрольный пакет акций распределён следующим образом:

  • 51,2% – государство;
  • 35,7% – институциональные инвесторы;
  • 4,3% – квазиказначейские акции;
  • 5,1% – физические лица;
  • 3,5% – ГК «Ростех»;
  • 0,1% – менеджмент.

Сейчас главная стратегическая цель компании (распланированная до 2025 года) определяет ключевые ориентиры долгосрочного развития и сводится к желанию оказаться в числе лидирующих авиакомпаний на международном уровне. На официальном сайте «Аэрофлот» ежеквартально публикует 2 вида отчётности: по РСБУ и МСФО, а в разделе «Центр отчётности» открыто выставляет операционную статистику, годовые отчёты и презентации, которые позволят потенциальному инвестору решить, стоит ли купить акции или нет. Многие эксперты солидарны в том, что цена акций обязательно вернётся на докризисный уровень, вопрос только в том, когда.

Важно! Согласно итогам первого полугодия 2020 года поток пассажиров в компании упал на 54,2%, а общая выручка опустилась на 52%. Долги «Аэрофлота» выросли почти в 4 раза по сравнению с предыдущим периодом, так и не сумев восстановиться до уровня накануне кризиса.

Активно обсуждается дополнительная эмиссия акций компании, объёмом 80 млрд. руб. в пользу ВТБ и отечественного фонда прямых инвестиций для поддержки организации в период кризиса COVID-19, что может существенно размыть доли миноритариев. На фоне данной ситуации, влиятельный финансовый аналитик TradingView И. Кучма заявляет, что «Сбербанк непременно поможет фирме кредитом под государственные гарантии для оплаты текущих расходов. Так докаптиализация даст хорошее преимущество и позволит захватить существенную долю рынка».

Текущий график акций AFLT

Последние 5 лет стоимость акций «Аэрофлот» отличалась незначительными изменениями и колебалась в диапазоне от 54 до 57 руб. В национальной валюте разброс в тарифах ценных бумаг казался слабым, но в долларовом эквиваленте цена упала примерно в 2 раза. Внимательно изучая графики, можно заметить, что с началом пандемии и введением ограничений, акции компании значительно упали в цене соразмерно рынку. Согласно статистике за последний год, ценность AFLT снизилась почти на 30%, демонстрируя отстающую динамику и ожидаемыми нулевыми выплатами за 2020–2021 годы. При возврате к прежнему ритму жизни и при условии следования утверждённой стратегии котировки, акции могут довольно быстро вернуться на прежний уровень и уйти в дальнейший рост.

Справка! Ожидать кратного скачка капитализации в ближайшее время не стоит, хотя умеренный подъём при стабильной ситуации также вполне вероятен. Если акциям удастся закрепиться выше поддержки в 70 руб., то есть смысл ожидать дальнейшего восстановления и ориентироваться на показатели в районе 90 или 120 руб.

Возможности для акционеров «Аэрофлот»

Старший вице-президент «ВТБ» В. Потапов считает, что перспективы у акций «Аэрофлота», несомненно, присутствуют, утверждая, что «индекс MSCI World уже полностью отыграл падение и даже вышел в положительную зону, а в перспективе это гарантирует почти двукратный рост после восстановления котировок». Одним из спасительных путей станет выпуск новых акций. Даже по самым оптимистичным оценкам, запланированная авиакомпанией реабилитация займет минимум 1,5 года. Поэтому обязательно нужно привлекать новые деньги «с запасом», говорит он. Но фактический размер допэмиссии и цена размещения акций оказались ниже ожиданий инвесторов, что окажет отрицательную динамику на котировки в краткосрочной перспективе. Второй вариант развития описывает уже аналитик инвестиционно-финансовой компании «Солид» Д. Донецкий, который связывает прибыльное будущее «Аэрофлота» с дочерней компанией — бюджетным авиаперевозчиком «Победа». Согласно его расчётам, уже к 2030 году почти 60–70% дохода группы будет составлять именно упомянутое подразделение.

Читайте также  Тех анализ динамика прогноз акций Газпрома

Нюансы покупок и риски

Покупка акций «Аэрофлота» под тикером AFLT может осуществляться напрямую на московской фондовой бирже, где будут идти торги. Частные инвесторы могут воспользоваться посредническими услугами контрагентов – брокеров. Обязательным условием тут является только наличие лицензии на осуществление услуг с ценными бумагами на фондовом рынке Forex. Как вариант можно обращаться не только к отечественным посредникам, но и иностранным контрагентам, ведь акции также представлены на фондовой бирже Франкфурта и на американском внебиржевом рынке. Касательно заработка на росте котировок ситуация до сих пор неоднозначна: лишь после всесторонней оценки бизнеса можно принять решение, стоит ли купить акции организации. Важно учитывать сразу несколько факторов, которые напрямую влияют на действия инвестора, чтобы убедиться в целесообразности вложений и учесть все возможные риски:

  • снижение операционных показателей из-за пандемии;
  • огромная допэмиссия в 80 млрд. руб., которая размыла доли;
  • проблемы с финансовой устойчивостью капитала компании;
  • рост конкуренции, что окажет негативное влияние на маржу;
  • отсутствие дивидендов в ближайшие несколько лет;
  • высокий уровень закредитованности (80% обязательств);
  • зависимость от цен на топливо (увеличение издержек);
  • наложение западных санкций (на доступ к капиталу);
  • экономический кризис и сокращение доходов населения.

Справка! Стоит также помнить, что акции «Аэрофлота» торгуются лотами (по 10 акций компании в каждом). Следовательно, минимальная стоимость покупки «пакета» обойдётся почти в 1 тыс. руб. Вдобавок при получении дивидендов будет удержан государственный налог в размере 13%.

Когда лучше брать акции

Изначально момент размещения акций был выбран очень неудачно. Пока другие авиакомпании размещали их в мае-июне 2020 года, когда мир выходил из первой волны пандемии, то «Аэрофлот» решил найти инвесторов в крайне неблагоприятной обстановке наступления второй волны. Тогда частные инвесторы фактически не проявили интереса к размещению новых акций. В итоге, помимо государства, отозвалось лишь 6,9% владельцев акций, хотя среди негосударственных структур находится почти 41% акций. Вдобавок начальная цена вовсе не была объявлена, поскольку предлагалось размещать акции по рыночной стоимости, которая составляла на момент объявления о допэмиссии 82 руб. К моменту завершения приёма заявок, ставка опустилась до нижней границы неофициального диапазона 60-75 руб., объявленного в конце размещения. Сейчас рыночная цена акций ниже 60 руб., априори делая вторичную покупку на SPO бессмысленной. Чтобы сориентироваться, когда именно стоит ли покупать акции авиакомпании, инвестору стоит активно интересоваться активностью бренда в медиапространстве. Стоит понимать, что между ростом тарифов на акции и ростом чистой прибыли «Аэрофлот» есть прямая зависимость, но она не всегда проявляется мгновенно. Едва начинается рост чистой прибыли, расценки на акции всё равно какое-то время стоят на месте или вообще падают. Например, в середине февраля 2021 года, когда Россия официально продлила сроки приостановки авиасообщения с Великобританией, опасаясь проникновения «британского» штамма коронавируса, стоимость акции негативно отреагировала на новость и мгновенно снизилась на 0,49%.

Прогнозы экспертов по акциям «Аэрофлот»

Мнения специалистов касательно перспектив развития авиакомпании довольно противоречивы. Аналитики уверены, что акции «Аэрофлота» подходят в первую очередь долгосрочным инвесторам, хотя даже такой сценарий не даёт 100% гарантии того, что вклад окупится со временем. Поэтому большинство прогнозов имеют весьма пессимистичный подтекст:

  • учитывая усиление карантинных последствий COVID-19, возобновление международного сообщения наблюдается не раньше II квартала 2021 года (начальник «Фридом Финанс» Г. Ващенко);
  • точкой обратного для перерождения отрасли можно считать появление вакцины, после чего восстановление мировой авиаотрасли продлится вплоть до 2024 года (старший вице-президент «ВТБ» В. Потапов);
  • мгновенного возвращения выплат не будет, ведь реабилитация авиационной отрасли займет около 5 лет, а о компенсации дивидендов стоит временно забыть (руководитель AMarkets А. Деев);
  • котировки акций «Аэрофлота» могут продолжить восстановление до прежних уровней только в случае положительного сценария развития ситуации с пандемией и постепенного восстановления экономической активности (аналитик ИК «Русс-Инвест» Д. Беденков);

Внимание! Получается, что к весне 2021 года стоимость акций на бирже ожидается на уровне 69 руб., а к концу апреля уже 68 руб. В дальнейшей перспективе (полгода) наблюдается падение стоимости: в конце лета можно ожидать 60 руб., но ближе к осени ставка опять начнёт медленно расти.

Согласно прогнозам, в течение 2 лет минимальная цена на «Аэрофлот» опустится до 51 руб., а самая высокая коснется 77,5 руб. А консенсусный прогноз Bloomberg предполагает возврат к чистой прибыли на уровне 18,4 млрд. руб. и дивидендам в объёме 3,8 руб. на акцию в 2022 году. Несмотря на сомнительное положение, даже сейчас для многих российских инвесторов фирма остаётся одной из самых популярных бумаг для покупки, ведь государство не даст обанкротиться такому гиганту. Только вот методы спасения бренда далеко не всегда позитивны для акционеров: некоторые вкладчики не разделяют позитивных ожиданий, понимая, что восстановление будет слишком долгим и туманным, а текущий дисконт не покроет все риски. Раздумывая, стоит ли покупать акции «Аэрофлота» сейчас или лучше подождать, учитывайте как быстро нужно вернуть деньги: когда можно спокойно подождать 3-5 лет, то есть смысл смело делать вклад.

Прибыль для государства, убытки для акционеров: что не так с SPO «Аэрофлота»

В кризис 2008 года ВЭБ на средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) покупал упавшие акции российских эмитентов, чем поддержал рынок и неплохо заработал на их перепродаже уже через год после покупки. В 2020 году ФНБ тоже приобретает акции, но скорее вопреки интересам частных акционеров. В апреле куплен контрольный пакет акций Сбербанка у Банка России без выставления обязательной оферты для других акционеров, а сейчас ФНБ собирается выкупить основную часть дополнительной эмиссии акций «Аэрофлота» по минимальным ценам c 2016 года, что размоет капитал и существенно уменьшит потенциал восстановления акций для других акционеров.

Финансовое состояние

Финансовое состояние «Аэрофлота» до пандемии было устойчивым. Несмотря на сокращение рентабельности авиаперевозок из-за роста цен на авиакеросени, компания активно увеличивала пассажиропоток, парк самолетов и долю рынка. Строились стратегические планы: к 2028 году увеличить число перевезенных пассажиров с 60,7 млн до 130 млн, то есть расти с темпом 9% в год, и войти в десятку крупнейших авиахолдингов в мире. У «Аэрофлота» почти не было кредитных долговых обязательств. Но переход на новые стандарты МСФО привели к существенному росту долга — по новым стандартам в качестве долга учитываются не только обязательства по финансовому лизингу, но и все будущие платежи по операционному лизингу. Компания не покупает самолеты в собственность, а берет в долгосрочную аренду, что позволяет снизить финансовые риски и нагрузку на собственный капитал.

Капитал «Аэрофлота», правда, был около нуля до пандемии, а в первом полугодии ушел в большой минус: -104 млрд рублей. В большей степени это связано с бухгалтерскими нюансами переоценки обязательств по лизингу. Рост курса доллара автоматически увеличивает стоимость всех будущих лизинговых платежей, убыток от хеджирования и создания резервов. Но компания не банк и требований к капиталу для нее не существует.

В 2020 году «Аэрофлот» пострадал сильнее других российских авиакомпаний, если смотреть по объему перевозок. А по объему выручки в иностранной валюте — больше, чем многие авиаперевозчики в мире из-за дополнительного ослабления курса рубля. В сентябре количество пассажиров было меньше на 40%, чем в тот же период прошлого года, тогда как у российской S7 объем перевозок уже выше на 5%, чем год назад. Тем не менее сейчас объем перевозок постепенно восстанавливается за счет внутренних рейсов, и пассажиропоток во втором полугодии может быть лучше, чем у других компаний.

Неудачный момент

Момент размещения акций выбран исключительно неудачно. Если другие авиакомпании размещали новые акции в мае-июне 2020 года (см таблицу), когда мир выходил из первой волны пандемии, то «Аэрофлот» попытался найти инвесторов в крайне неблагоприятной обстановке наступления второй волны. В этих условиях частные инвесторы практически не проявили интереса к размещению новых акций. Тем более что цели допэмиссии и ее размер вызывали вопросы («на общие корпоративные цели и снижение долговой нагрузки»; до 150% существующего количества акций и до 140 млрд рублей по ценам на момент объявления). По преимущественному праву, кроме государства, заявилось лишь 6,9% владельцев акций, хотя у негосударственных структур находится 41% акций.

Изначально цена не была объявлена, предлагалось размещать акции по рыночной, которая составляла на момент объявления о допэмиссии 82 рубля. К моменту окончания приема заявок цена опустилась до нижней границы неофициального диапазона 60-75 рублей, объявленного в конце размещения. Сейчас рыночная цена акций ниже 60 рублей, что делает бессмысленным покупку акций на SPO (вторичном размещении акций). Цена SPO 60 рублей будет одинаковой как для существующих, так и новых акционеров.

Изначально планировалось, что государство приобретет акции в объеме, необходимом для сохранения своей доли в 51%, а остальное смогут привлечь организаторы SPO на рынке, в том числе от стратегических якорных инвесторов. С момента объявления допэмиссии в августе на торгах присутствовал крупный покупатель и держал цену около 82 рублей, что могло говорить о стратегическом интересе и возможной цене эмиссии. Но на втором этапе эмиссии заявки от частных инвесторов поступили лишь на 30 млрд рублей по минимальной цене 60 рублей. Государство вынуждено было заявить дополнительный объем, чтобы компания смогла получить необходимые 80 млрд рублей от допэмиссии.

По словам министра финансов Антона Силуанова, акции со стороны государства оплатит ФНБ. Всего от государства поступили заявки на сумму 50 млрд рублей, в том числе по преимущественному праву на 40 млрд рублей. Среди новых инвесторов на 30 млрд рублей 60% — российские и 40% — иностранные. Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) сообщил, что он и его партнеры из числа ведущих суверенных фондов Ближнего Востока выступили якорными инвесторами в ходе размещения акций ПАО «Аэрофлот».

Читайте также  Лидирующие акции в России

При таком исходе количество акций «Аэрофлота» увеличится в 2,2 раза, капитал существующих частных акционеров будет размыт, причем по ценам в 1,3 раза ниже средней цены акции в период пандемии (78 рублей за март-сентябрь 2020 года). Государство увеличит свою долю с 51% до 57%, якорные инвесторы в лице РФПИ и его партнеров получат более 20%, а у прежних частных акционеров останется менее 19%).

Что не так

Основная претензия к «Аэрофлоту» и организатору размещения ВТБ Капитал — SPO по цене существенно ниже рыночной без ее предварительного объявления для существующих акционеров. Другие компании, кроме «Аэрофлота» (см. таблицу), размещали акции по заранее определенной цене, что позволило существующим акционерам принять взвешенное решение относительно возможности и последствий своего участия или неучастия в дополнительной эмиссии. Акционеры «Аэрофлота» узнали цену размещения только после окончания приема заявок.

В мировой практике, как правило, если государство участвовало в допэмиссии, то оно дополнительно предоставляло компании заемные и иные средства в большем размере. Например, немецкое правительство инвестировало в новые акции €300 млн (20% капитала), но всего выделило Lufthansa €9 млрд. В целом, к допэмиссии пока прибегали компании, у которых до пандемии была высокая долговая нагрузка и ограниченные возможности привлечения нового долга. Вместе с эмиссией акций компании активно привлекали и долговые инвестиции.

Существенное размытие капитала произошло у Finnair (в 11 раз) и Singapore Airlines (в 2,5 раза), но заранее объявленная низкая цена заставила участвовать в SPO почти всех существующих акционеров.

В случае с «Аэрофлотом» государство ограничилось скромной безвозмездной помощью в 7,9 млрд. рублей во втором квартале 2020 года и предоставило госгарантии по кредитам на сумму 70 млрд. рублей. На полученные от допэмиссии средства «Аэрофлот» сможет полностью погасить свой банковский долг и покрыть потенциальные убытки за 2020 год. Таким образом, основную помощь государство предполагает оказать компании самым дорогим для ее акционеров способом — через более чем двухкратное увеличение уставного капитала.

«Дорогой» способ для существующих акционеров может оказаться самым прибыльным для государства и других новых. Потенциальный доход на вложенные средства в перспективе двух-трех лет может достигнуть 100%, если EBITDA «Аэрофлота» вернется в 2022 году на уровень 2019 года (168 млрд рублей), чистая прибыль превысит 30 млрд рублей, а дивиденд — 6 рублей на акцию. Но для существующих акционеров целевая цена акции при ожидаемых параметрах допэмиссии снизится с

200 до 110 рублей, если исходить из целевых коэффициентов EV/EBITDA 5,5 и P/E 9.

Что дальше

Для использования средств ФНБ и оплаты допэмиссии государству потребуется продажа иностранной валюты. Соответствующее поручение должен сделать Минфин Банку России. Но у Банка России останется опция — конвертировать иностранную валюту в рубли напрямую или продать валюту в рынок. Второй вариант может привести к укреплению курса рубля, а он существенно влияет на финансовое положение «Аэрофлота». 80 млрд рублей, конечно, будет недостаточно, чтобы сделать собственный капитал «Аэрофлота» положительным при курсе доллара выше 70 рублей. Но можно закрыть весь долг перед банками. Обслуживание этого долга стоит не больше 5 млрд рублей в год — вполне по силам компании, имеющей потенциальный размер EBITDA и выручки, измеряемый в сотнях миллиардов. Впрочем, погашение дешевого долга дорогими деньгами акционеров выглядит сомнительной операцией с точки зрения финансовой целесообразности. Возможно, компания не раскрыла, для чего на самом деле понадобятся средства от допэмиссии. Например, на предоплату за новые SuperJet или покупку другой российской авиакомпании.

В пятницу, 9 октября, когда объявили цену размещения, на Московской бирже объем торгов превысил 111 млн акций, что соответствует 10% уставного капитала и ¼ акций в свободном обращении. Это второй объем за всю историю — больше было лишь 25 марта 2020 года (127 млн акций). Возможно, акции продавали частные инвесторы, разочаровавшиеся в перспективах компании после таких результатов допэмиссии, а покупателями могли стать те, кто подавал заявки на SPO, но решил отказаться от оплаты акций и купить их на вторичном рынке по ценам ниже 60. В лучшем случае у компании все-таки появится стратегический инвестор, который будет заинтересован в росте капитализации и будет продолжать увеличивать свой пакет до блокирующего (25%). Это позволит влиять на действия менеджмента и государства.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Данный текст не является инвестиционной рекомендацией

«Аэрофлот» идет на взлет: будут ли его акции расти дальше

Стоимость акций российской государственной авиакомпании «Аэрофлот» 11-12 ноября ощутимо поднялась, впервые с мая. Причиной стала всеобщая эйфория от новостей про успешное испытание вакцины от коронавируса. Как представитель одной из наиболее пострадавших от пандемии отраслей экономики, «Аэрофлот» после такого буквально пошел на взлет. Вот только надолго ли, и вообще — стоит ли рассматривать акции авиакомпании во времена коронавирусных ограничений как объект для инвестиций?

Все ниже, и ниже, и ниже

Акции «Аэрофлота» резко подешевели в конце февраля 2020 года — когда из-за пандемии стали закрывать международные рейсы, приносившие компании стабильную прибыль. Со 120 рублей за штуку в течение месяца ценные бумаги авиаперевозчика снизились в цене в два раза — до 60 рублей. Дальше, несмотря на то, что количество рейсов и загрузка стали снижаться уже и внутри страны, последовала небольшая коррекция цены. А летом, на фоне отмены ряда коронавирусных ограничений, акции «Аэрофлота» и вовсе подорожали до 95 рублей за штуку.

Но осень не принесла авиакомпаниям хороших новостей. Не успели они начать рассчитываться с долгами, как на горизонте появилась вторая волна коронавируса.
В результате с середины августа ценные бумаги «Аэрофлота» только снижались в цене, изредка позволяя небольшие перерывы на новостях о возможной господдержке.
В октябре авиакомпания провела дополнительную эмиссию акций, и их крупный пакет стоимостью около 41 млрд рублей купило Министерство финансов РФ. Цена акции составила на тот момент 60 рублей за штуку.

28 октября стоимость одной акции «Аэрофлота» опустилась до годового минимума — 55,3 рубля, но тут на помощь пришли сначала выборы в США, а затем и новость о вакцине от коронавируса. В среду, 11 ноября, акции на общем подъеме торговались уже по 67,30 рубля за штуку. По мнению экспертов, в случае позитивного новостного фона ценные бумаги смогут еще лучше откорректировать свое падение и достичь отметки в 72 рубля.

«Победа» над «Аэрофлотом»

Внутри компании тем временем происходят серьезные перемены. Во-первых, впервые за 11 лет там меняется генеральный директор. Виталий Савельев, руководивший «Аэрофлотом» с 2009 года, ушел в правительство РФ на должность министра транспорта.

Геннадий Салыч, председатель правления банка «Фридом Финанс»:

— Смену главы «Аэрофлота», на первый взгляд, нельзя было бы назвать благоприятной для управления компанией. Виталий Савельев, возглавляя компанию 11 лет, зарекомендовал себя как эффективный управленец, успешно увеличивающий долю компании на внутреннем рынке пассажирских авиаперевозок. Но потенциал назначения Виталия Савельева на пост главы Минтранса может раскрыться позже. Успешно лоббируя интересы «Аэрофлота» в предыдущие годы, на новом посту главы Минтранса он сможет поддерживать компанию в кризисный период.

Наиболее вероятными преемниками Виталия Савельева называют гендиректора «Государственной транспортной лизинговой компании» Михаила Полубояринова, нынешнего врио гендиректора «Аэрофлота» Андрея Чиханчина (в авиакомпании он — заместитель гендиректора по коммерции и финансам), а также руководителя авиакомпании «Победа» Андрея Калмыкова.

Упоминание последней кандидатуры связано, скорее всего, с появившейся на днях информацией о том, что «Аэрофлот» собирается подписать с «Победой» (которая является его дочерней авиакомпанией и гораздо меньше просела в кризис) соглашение о код-шеринге. Таким образом компании получат возможность продавать билеты на рейсы друг друга каждый под своим брендом, и связь между ними станет куда более тесной. Например, можно будет купить один билет на сайте «Аэрофлота», но при этом до Москвы лететь самолетом «Победы», а оттуда за границу — уже самолетом самого «Аэрофлота». Так уже делается, например, с другой дочерней компанией — «Россия» при рейсах в Санкт-Петербург.

Удастся ли набрать высоту

Тем не менее, несмотря на увеличение стоимости цен на акции «Аэрофлота» и перемены внутри компании, потенциала для дальнейшего роста некоторые эксперты не видят.

Евгений Марченко, аттестованный финансовый консультант при финансовом университете правительства РФ, директор E.M.FINANCE:

— Смена руководства и стратегии работы — это, конечно, хороший знак. Искренне надеюсь, что эти меры помогут компании в будущем. Однако я не стал бы сейчас входить в эту позицию на фондовом рынке. Стоит понимать: до полного открытия границ авиационная отрасль не сможет полностью восстановиться. Кроме того, за 2020 год долговая нагрузка возросла настолько, что даже после возобновления перелетов авиакомпания не выглядит привлекательной для долгосрочных инвестиций.

С другой стороны, «Аэрофлот» продолжает оставаться государственной компанией, а это значит, что вероятность ее банкротства минимальна. Это позволяет мыслить более позитивно.

Иван Капустянский, ведущий аналитик Forex Optimum:

— С одной стороны, положение у компании тяжелое, как и в целом у мировой авиации. Поэтому прогнозировать динамику финансовых показателей и строить на этом прогноз очень тяжело. Очевидно, что «Аэрофлот» продолжит наращивать долги и размывать капитал, а когда перелёты полностью восстановятся — неизвестно. С другой стороны, это компания с высоким участием в капитале со стороны государства. Такой факт даёт условные гарантии того, что компания не обанкротится: правительство не допустит потерю работы большого количества граждан, тем более узких специальностей. Поэтому на долгосрочную перспективу можно приобретать акции, но небольшим объемом и ради диверсификации.

Вкладываться в акции любой авиакомпании сейчас, в обстановке, когда с каждым днем появляются все новые ограничения, — дело рискованное. Ведь даже нашумевшая вакцина еще только проходит тестирование, и неизвестно, как будут обстоять дела с масштабированием ее производства. Грубо говоря, когда весь мир привьется и заживет прежней жизнью — неизвестно. Вряд ли стоит ожидать резкого открытия границ и такого же резкого взлета цен на акции любых авиакомпаний, даже настолько могущественных.