Малый или средний бизнес критерии

О реестре

Разделы

  • Общая информация
  • Поставщики
  • Условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства
  • Субъекты малого и среднего предпринимательства

Условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

1 для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:

  • на участников хозяйственных обществ — иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте «б» пункта 2 указанной части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);
  • на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным в подпунктах «б» — «д» пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
  • акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
  • хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
  • учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
  • 2 среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

      до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек);

    от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а именно:

    Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом «б» пункта 2 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для средних предприятий — хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 указанной части, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий», класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом «б» пункта 2 указанной части;

    3 доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Что дает статус малого или среднего предприятия

    Разбираемся, какой бизнес относится к субъектам малого и среднего предпринимательства и какие преимущества дает этот статус.

    Статус присваивается автоматически

    Статус субъекта малого или среднего предпринимательства, МСП, — это скорее свойство бизнеса, чем статус в привычном смысле. Этим свойством обладают любые зарегистрированные в налоговой ИП и организации, если отвечают критериям закона.

    Критерии зависят от категории субъекта МСП, всего их три:

    • микропредприятие;
    • малое предприятие;
    • среднее предприятие.

    К какой именно категории отнесут бизнес, зависит от годового дохода и количества сотрудников.

    Категория
    Годовой доход
    Количество сотрудников

    Чтобы получить статус субъекта МСП, не нужно заполнять заявление или подавать заявку. Механизм работает так: человек открывает бизнес, например регистрирует ИП или ООО в налоговой, и бизнес автоматически добавляется в реестр МСП. С момента регистрации до появления в реестре обычно проходит около месяца.

    Исключают из реестра тоже автоматически, когда бизнес перестает отвечать критериям субъектов МСП. Еще могут исключить, если не сдать вовремя декларацию или не предоставить данные о численности персонала.

    Чтобы вернуться в реестр после исключения, нужно исправить ошибки, например сдать декларацию, а потом ждать обновления. Обновления случаются редко: если исправить ошибки в апреле, бизнес вернется в реестр только в августе.

    Субъекты МСП получают поддержку государства

    Субъекты МСП могут получить от государства поддержку разных видов:

    • субсидии;
    • гранты;
    • льготный лизинг;
    • микрозаймы;
    • кредиты по льготным ставкам;
    • услуги гарантийного фонда, если нужен кредит на бизнес, но не хватает своего имущества для залога;
    • консультации и так далее.
    Читайте также  Курсы для молодых мам как особый вид бизнеса

    К примеру, субъекты МСП могут взять кредит по ставке 9,95% годовых — это ниже, чем в банках. Разницу между обычной и льготной ставкой покрывает государство. Чтобы взять такой кредит, нужно иметь статус МСП и работать в приоритетной отрасли: строительстве, внутреннем туризме, водоснабжении. Полный список приоритетных отраслей есть в постановлении правительства.

    Поддержка неноминальная — есть субсидии и гранты на крупные суммы. Например, в Москве и Московской области субъекты МСП могут получить компенсацию до 50% расходов на продвижение в маркетплейсах, например на Озоне. Максимальная субсидия — 700 000 рублей.

    Подробнее о мерах государственной поддержки мы рассказывали в других статьях:

    Иметь статус субъекта МСП — это обязательное требование для субсидий, грантов и другой поддержки. Без этого статуса список того, что бизнес может получить от государства, сильно сужается.

    Статус субъекта МСП — не единственное условие для грантов или субсидий. Еще нужно найти подходящую программу, собрать документы, подать заявку, а потом не закрывать бизнес в течение трех лет.

    Рассказывает Ксения Алешина, бизнес-консультант и руководитель Центра развития предпринимательства Республики Карелии

    Хочу отдельно отметить три момента: самозанятость, оформление документов и перенос сделок.

    Самозанятость. На стадии открытия бизнеса люди часто выбирают самозанятость из-за низких налоговых ставок и простой отчетности. Но не учитывают, что самозанятые не относятся к субъектам МСП, а значит, не могут получать гранты, субсидии и другую поддержку государства.

    Иногда людей пугает, что в течение трех лет после гранта или субсидии нельзя закрывать бизнес. Но тем, кто верит в успех, планирует выходить на рынок надолго и привлекать инвестиции, я советую открывать ИП или ООО, чтобы попасть в реестр субъектов МСП и получать поддержку государства.

    Документы. С первого дня работы нужно оформлять и собирать документы на всё оборудование, аренду помещения, ремонт. Это могут быть чеки, договоры, товарные накладные и другие документы, подтверждающие расходы.

    Документы понадобятся при оформлении субсидий. Субсидии выдают для компенсации расходов бизнеса за прошлый год, но эти расходы нужно подтверждать документами. Поэтому я не советую покупать оборудование с рук без договора купли-продажи или выбрасывать чеки.

    Еще важно вовремя сдавать декларации и отчеты о количестве сотрудников. В моей практике было два случая, когда люди сдавали декларации с опозданием в несколько дней, потом подавали документы на грант, и на комиссии выяснилось, что их исключили из реестра субъектов МСП за нарушение сроков сдачи декларации. По условиям гранта нужно быть в реестре, а их там нет, поэтому получили отказ.

    Перенос сделок. Бывают пограничные случаи, например: оборот компании за год 1,8 млрд рублей, но в декабре она планирует заключить сделку на 300 млн рублей. Если ее заключить, оборот будет 2,1 млр ₽, компания потеряет статус субъекта МСП и не сможет претендовать на поддержку. Чтобы сохранить статус, владелец компании переносит сделку на январь — это будет уже следующий год.

    В моей практике была ситуация: компания перенесла сделку на следующий год, чтобы сохранить статус субъекта МСП и получить от государства компенсацию процентной ставки по крупному кредиту. Так можно делать.

    О субсидиях могут задуматься и те, кто, к примеру, в прошлом году был крупным бизнесом, а в этом потерял часть выручки и снова попал в реестр субъектов МСП. При подаче документов на субсидии не смотрят, что было с компанией в прошлом, а проверяют только нынешний статус. Так, если компания в прошлом году покупала оборудование, она сможет компенсировать часть расходов и, возможно, улучшить свое положение.

    Каковы критерии малого и среднего предприятий

    Предприятие может быть малым, средним и крупным. Последняя форма наименее распространена. Классификация весьма важна, так как от масштаба зависит налогообложение и отчетность. У малых и средних предприятий есть критерии. Именно на их основании определяется форма бизнеса.

    Основные критерии малого предприятия

    К субъектам малого бизнеса, согласно статье 4 закона №209, могут относиться:

    • ИП.
    • Хозяйственные субъекты.
    • Производственные кооперативы.
    • Акционерные общества, если ценные бумаги относятся к инновационному сегменту.
    • ЮЛ, занятые в проектах интеллектуального характера.

    Какие существуют виды нематериальных административно-правовых способов защиты гражданских прав субъектов малого и среднего предпринимательства?

    Эти формы будут относиться к малым субъектам только тогда, когда они соответствуют заданным критериям. Последние установлены ФЗ от 24.07.2007 №209. Критериями считаются основные характеристики хозяйствующего субъекта: численность, доходность, состав уставного капитала.

    Нормативные акты

    В 2016 году было принято Постановление Правительства от 04.04.20016 г. №265. Оно определило новый критерий для малого предпринимательства. В частности, теперь критерием вместо выручки от основной деятельности (продажа товаров, услуг) является доход за текущий календарный год, полученный от всех форм деятельности. Максимальная доходность теперь составляет 800 000 000 рублей. Если доходность предприятия превышает названную цифру, оно будет считаться средним. Нововведения вывели некоторые предприятия за рамки малого бизнеса. Это значит, что эти субъекты не смогут воспользоваться сопутствующими льготами. Прочие критерии остались неизменными.

    Основные и добавочные критерии

    Среднесписочная численность сотрудников равна 16-100 человек. Определяется она следующим образом:

    1. Находится среднесписочная численность сотрудников, работающих на условиях полной занятости.
    2. Находится среднесписочная численность сотрудников, работающих на условиях частичной занятости.

    Добавочным критерием является общий процент членства прочих хозяйственных субъектов РФ в уставном фонде. Максимальный процент составляет 25%. Прочими субъектами могут являться муниципальные и общественные учреждения, благотворительные фонды. В фонде не должно быть более 49% общего процента участия прочих ЮЛ, которые не относятся к малому бизнесу, и иностранных компаний.

    Порядок определения статуса предприятия

    Рассмотрим этапы определения статуса компании:

    1. Определение среднесписочной численности сотрудников за прошедший год. Для вычислений выполняются расчеты на основании данных, направляемых в налоговую инспекцию. Для малого бизнеса среднесписочный показатель варьируется от 16 до 100 сотрудников.
    2. Определение дохода от всей деятельности предприятия за прошедший год. Расчеты производятся на основании сведений, подаваемых в целях налогообложения. Если предприятие совмещает режимы, суммируется доход по всем декларациям. Максимальная доходность для субъектов малого бизнеса – 800 000 000 рублей.
    3. Определение процента участия прочих субъектов в уставном фонде. Максимальный процент участия государственных структур, ЮЛ РФ, которые относятся к малому бизнесу, составляет 25%. Максимальный процент участия для иностранных компаний и ЮЛ, которые не относятся к малому бизнесу, составляет 49%.

    От статуса предприятия зависит отчетность и налогообложение. Субъектам малого бизнеса предоставляются некоторые льготы.

    Нюансы деятельности малого предприятия

    Рассмотрим основные особенности существования субъектов малого бизнеса.

    Учетная политика

    Малое предприятие имеет право использовать упрощенный метод ведения бухучета. В данном случае не потребуется отражать в документации налоговые активы и налоговые обязательства, которые были отложены. Налог на прибыль нужно фиксировать в объеме, указанном в декларации. Если вносятся коррективы в учетную политику, субъекты могут не проводить перерасчет показателей отчетности за 2 прошедших года.

    Отчетность

    Малым предприятиям не требуется сдавать полную отчетность. В обязательном порядке требуется только баланс, а также отчет о финансовых показателях по упрощенной форме. Также не требуется ставить фирменную печать. Не обязательна и подпись главбуха.

    Налоговые льготы

    Для малых предприятий нет лимита наличных, которые могут храниться в кассе. Субъект может пользоваться налоговыми льготами, устанавливаемыми региональными властями. Местные органы власти также могут уменьшать налоговые ставки для организаций, которые находятся на специальном режиме.

    Основные критерии среднего предприятия

    К субъектам среднего предпринимательства могут быть отнесены:

    • ИП, фермерские хозяйства.
    • ЮЛ: коммерческие компании, потребительские кооперативы.

    Все субъекты среднего бизнеса обязаны пройти регистрацию. Информация о них фигурирует в едином госреестре.

    Основные и дополнительные критерии среднего бизнеса

    Субъекты среднего предпринимательства должны соответствовать следующим критериям:

    • Совокупная доля всех участников не больше 25% от уставного капитала. Данное условие не относятся к долям инвестиционных фондов. Совокупная доля иностранных субъектов и предприятий, не относящихся к малому бизнесу, не больше 49%. Это ограничение не относится к субъектам, которые занимаются интеллектуальной деятельностью.
    • Среднесписочная численность сотрудников от 101 до 250 сотрудников.
    • Доход от деятельности компании за прошедший год составляет не менее 800 000 000 рублей и не более 2 000 000 000 000 рублей. При расчете дохода из общей суммы вычитается НДС.
    Читайте также  Изготовление бытовок как бизнес?

    Все рассматриваемые значения определяются на основании официальных документов.

    Отчетность и прочие нюансы для средних предприятий

    Субъектам среднего бизнеса нужно готовить тот же пакет документов бухгалтерской отчетности, что и крупным предприятиям. Если годовой объем выручки больше 400 000 000 рублей, предприятие должно ежегодно осуществлять аудит отчетности. Аудиторское заключение является обязательным приложением к балансу и отчетности к финансовым показателям.

    Обязательная отчетность включает в себя:

    • Баланс.
    • Отчет о финансовых показателях.
    • Приложения.

    В состав обязательных приложений входит отчет об изменениях капитала, об операциях со средствами, о целевом направлении средств. Приложением также являются пояснения к документам.

    Налоги

    Если рассматривать вопросы налогообложения, средние предприятия проигрывают малым. Лишь ограниченное количество субъектов среднего бизнеса могут пользоваться УСН и патентной системой оплаты налогов. Последняя актуальна только для ИП. УСН может применяться только по отдельным направлениям деятельности. Положительный момент – отсутствие ограничений относительно годового дохода. Региональные власти имеют право вводить льготы на налогообложение средних предприятий, уменьшать ставки. Выплаты по ЕНВД существенно меньше, чем при общей системе (ОСН). ЕНВД является основной налоговой системой для среднего предпринимательства.

    Определите вид своего бизнеса

    В 2021 году к малым и средним предприятиям относят субъекты РФ, зарегистрированные в едином реестре при определённых условиях: соблюдение численности работников, определённый годовой доход, соответствие критериям для дольщиков предприятий. В отдельных случаях процесс создания таких предприятий облегчён и имеет упрощённое ведение бухгалтерского учёта, льготы и поддержку от государства.

    Критерии малого предприятия 2021

    К малому бизнесу относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, потребительские кооперативы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и фермерские хозяйства. В зависимости от числа работников, малый бизнес делят на: микропредприятия, малые и средние предприятия.

    Малый бизнес имеет ряд преимуществ:

    • его можно зарегистрировать самостоятельно, удалённо и в упрощённой форме;
    • начинать дело по готовой схеме крупной сети или развивать крупную сеть самостоятельно с помощью франчайзи;
    • стратегия развития малого и среднего бизнеса в РФ предусматривает программы поддержки, разработанные до 2030 года;
    • возможность использования упрощённого документооборота;
    • возможность использовать электронный документооборот;
    • освобождение от некоторых видов плановых проверок до конца 2021 года.

    Критерии малого и среднего предприятия в 2021 году

    За каждым видом бизнеса закреплены определённые условия выполнения критериев в 2021 году — общие и дополнительные.

    Критерии, общие для всех

    Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год:

    • для микропредприятий — 15 человек;
    • для малых предприятий — 16–100 человек;
    • для средних предприятий — 101–250 человек.

    Доходы за год по правилам налогового учёта не должны превышать:

    • 120 млн. рублей — для микропредприятий;
    • 800 млн. рублей — для малых предприятий;
    • 2 млрд. рублей — для средних предприятий.

    Дополнительные критерии для ООО и хозяйственных товариществ

    Не более 25 % суммарной доли участия в уставном (складочном) капитале организации принадлежит:

    • государству, субъектам РФ;
    • муниципальным образованиям;
    • общественным и религиозным организациям (объединениям);
    • благотворительным и иным фондам.

    Не более 49 % принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП.

    Размер суммарной доли участия иностранных компаний в уставном капитале ООО не ограничен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности.

    Дополнительные критерии для АО

    Суммарная доля участия в капитале голосующих акций принадлежит:

    • государству, субъектам РФ;
    • муниципальным образованиям;
    • общественным и религиозным организациям (объединениям);
    • благотворительным и иным фондам.

    Составляет для всех не более 25 %.

    Не более 49 % голосующих акций принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП.

    Размер суммарной доли участия иностранных компаний не органичен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности.

    Реестр предприятий

    Одна из функций ФНС России — ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства , где представлены все организации, относящиеся к данной категории. Реестр формируется автоматически на основании сведений налоговой отчётности, которую организация или ИП представляли в налоговые органы за предшествующий календарный год с 1 по 5 июля. Документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью и отправляются в ФНС помощью онлайн-сервиса ЭДО . Данные обновляются налоговой службой ежегодно 10 августа.

    Ведение реестра осуществляется налоговой службой для:

    • снижения затрат предпринимателей, связанных с необходимостью подтверждения статуса малого и среднего предприятия;
    • реализации «надзорных каникул»;
    • повышения качества мер поддержки;
    • максимального раскрытия информации о видах деятельности, производимых товарах и услугах субъектов малого и среднего бизнеса.

    Сведения размещаются 10 числа каждого месяца при выполнении заданных условий предприятиями и являются общедоступными в течение 5 лет. Такие виды сведений, как вновь созданные или прекратившие деятельность юрлица и ИП актуализация названий, адреса и лицензии, производимая продукция и участие в закупках, — обновляются ежемесячно каждое 10 число.

    Вновь созданные организации и ИП отправляют заявку на регистрацию, воспользовавшись специальным сервисом ФНС.

    Единый реестр является гарантией законной деятельности предпринимателя перед партнёрами, поставщиками, покупателями или органами, которые выдают субсидии.

    Категория предприятия меняется, если в течение трёх лет показатели по доходам и численности не выполнили лимиты, указанные в ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Из реестра исключают организации, которые не передали в ФНС сведения о численности работников или налоговую отчётность за предыдущий год.

    Господдержка малых предприятий в 2021 году

    Правительство РФ активно содействует развитию малого и среднего предпринимательства, так как эффективная деятельность малого бизнеса приносит пользу развитию страны за счёт налоговых отчислений в бюджет и обеспечением граждан рабочими местами. Представители промышленной и научной отрасли внедряют собственные инновационные решения, обеспечивая конкурентное преимущество на мировом рынке.

    Предприниматели имеют право на поддержку от государства в виде финансовой, имущественной, информационной, консультационной и других видов помощи, утверждённой Федеральным законом РФ. Помимо льготных кредитов, субсидий и грантов, участий в лизинговых программах статус малого предприятия также даёт право на участие в госзакупках на льготных условиях.

    Для регистрации малых и средних предприятий, ведения электронного документооборота необходимо подключить онлайн-сервисы для организации ЭДО и сдачи электронной отчётности.

    Удобный в использовании интерфейс в Астрал.ЭДО позволяет ориентироваться в нём с первых минут использования. Сервис работает со всеми видами документов, экономит время их передачи и позволяет ставить подпись в один клик. Сдавать электронную отчётность вовремя можно с помощью Астрал Отчёт 5.0 . Сервис не привязан к рабочему месту, работает с любого ПК и из любой точки мира, где есть интернет.

    Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

    Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

    До 1 августа 2016 г. для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства и для отнесения их к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства применяются условия, установленные настоящей статьей, в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ

    Информация об изменениях:

    Часть 1 изменена с 1 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ

    1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

    Читайте также  Как правильно вести ресторанный бизнес?

    Информация об изменениях:

    Часть 1.1 изменена с 1 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ

    1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

    Информация об изменениях:

    Пункт 1 изменен с 1 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ

    1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

    Информация об изменениях:

    Подпункт «а» изменен с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 185-ФЗ

    а) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:

    на участников хозяйственных обществ — иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте «б» пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);

    на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным в подпунктах «б» — «д», «ж» настоящего пункта;

    б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

    в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

    г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;

    д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

    юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

    юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

    юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий»;

    е) утратил силу с 1 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ

    Критерии малого предприятия в 2021 году

    Автор: Екатерина Соловьева Бухгалтер-консультант

    Критерии малого предприятия в 2021 году

    Автор: Екатерина Соловьева
    Бухгалтер-консультант

    Малый бизнес во всем мире является одним из основных секторов экономики, поэтому государство уделяет пристальное внимание развитию малого сектора и всячески его поддерживает. Что означает этот статус для предприятия и какие преимущества дает принадлежность к малому предпринимательству, – расскажем в этой статье.

    Трепетное отношение государства к малому бизнесу выражается в различных мерах поддержки:

    • программы развития;
    • субсидирование;
    • кредитные и налоговые льготы;
    • льготная аренда госимущества;
    • упрощенная отчетность;
    • «каникулы» по проверкам и другие послабления.

    Грамотно пользуясь льготами, малое предприятие может иметь массу преимуществ. Для того чтобы претендовать на подобную заботу государства, малое предприятие должно быть зарегистрировано в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства , который формирует ФНС на основании отчетных данных.

    В реестр попадают организации, которые соответствуют ряду критериев.

    Кто относится к «малышам»

    Основные параметры отражены в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В 2019 году малыми считаются предприятия, которые соответствуют ограничениям по:

    1. Организационно-правовой форме. Это хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели. Таким образом, субъекты предпринимательства, созданные в форме унитарных предприятий, холдингов, религиозные, благотворительные и прочие организации к малым предприятиям не относятся, даже если соответствуют всем остальным критериям. А вот вид экономической деятельности, которым занято малое предприятие, а также применяемый налоговый режим на принадлежность к категории субъектов малого предпринимательства не влияют.
    2. Численности сотрудников. Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек.
    3. Размеру дохода от предпринимательской деятельности. В 2019 году лимит по обороту составляет 800 миллионов рублей (Постановление Правительства от 4 апреля 2016 г. № 265) по всем видам деятельности и по всем применяемым налоговым режимам.
    4. Структуре капитала. Доля в уставном капитале юридических лиц (в том числе иностранных), которые не относятся к категории малых или средних предприятий, не должна превышать 49 процентов. Доля государства в лице Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, а также общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов (за исключением инвестиционных) не должна превышать 25 процентов. По этому критерию есть послабления для компаний ряда отраслей инновационного сектора экономики.

    В чем разница между малым и микропредприятием?

    Среди предприятий малого бизнеса выделяют микропредприятия, которые отличаются от малых предприятий двумя показателями, – среднесписочная численность работников и доход от предпринимательской деятельности.

    Микропредприятиям государство дает дополнительные поблажки:

    • возможность вести бухучет по простой системе без применения двойной записи;
    • право не вести кадровый учет, то есть не оформлять правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и другие локальные документы (Федеральный закон от 03.07.2016 № 348-ФЗ);
    • возможность применять патентную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей.

    Основные критерии отнесения предприятия к малым и к микропредприятиям, таблица