Воинский учет на предприятии с нуля

Воинский учёт работников

  • Как принять на работу иностранца
  • Удаленную работу узаконили
  • Какие документы оформить при найме сотрудника
  • Как принять сотрудников на удалённую работу
  • Бумажная трудовая книжка: инструкция для работодателя
  • Работники без трудового договора: рисковать или не стоит?
  • Срочный трудовой договор: как заключить с пользой и избежать проблем
  • Временный договор с сезонным работником: как заключить правильно
  • Как правильно оформить испытательный срок работнику
  • Договор аренды рабочего места с мастерами в парикмахерской
  • Как уволить пенсионера
  • Работники на неполной ставке: как оформить без проблем
  • Как не получить штраф за вакансию
  • Ученический договор: как подготовить людей к работе в компании
  • Как ИП принять на работу сотрудника
  • Как уволить сотрудника
  • Как принять на работу сотрудника в организацию
  • Сотрудники уволены. Как отчитаться.

Справочная / Сотрудники: наём, зарплата, документы

Воинский учёт работников

По закону все организации ведут воинский учёт, ИП — нет. На практике малые предприятия часто забывают об этой обязанности.

В статье разберём, как организовать учёт и чем грозит его отсутствие.

Зачем нужен воинский учёт

В России — всеобщая воинская обязанность: мужчины должны год отслужить в армии, а после состоять в запасе.

Военкоматы хотят знать, где живут военнообязанные, на кого они учатся и по какой специальности работают. Это нужно, чтобы планировать призыв и проводить сборы, в общем, поддерживать обороноспособность страны.

Воинский учёт в организациях помогает собирать и систематизировать информацию о призывниках и военнообязанных.

Общий и специальный воинский учёт

Воинский учёт может быть двух видов: специальный и общий.

Специальный учёт применяют к сотрудникам, на которых распространяется бронь. Это значит, что во время мобилизации за ними будет закреплена определенная должность. Какие профессии нужны для бронирования — решает комиссия по мобилизации.

Если ваша организация попала в список, вы получите утвержденный перечень профессий и выписку из нормативных документов. По ней будет понятно, как организовать специальный учёт.

В остальных случаях работники подлежат общему воинскому учёту. Ниже будем говорить только о нём.

Кто не подлежит воинскому учёту

  • Те, кого освободили от воинской обязанности: признали не годным к службе по состоянию здоровья.
  • Те, кто постоянно живёт за границей.
  • Офицеры ФСБ и Службы внешней разведки.
  • Женщины без военно-учётной специальности.

Кто подлежит воинскому учёту

  • Призывники — мужчины в возрасте от 18 до 27 лет.
  • Те, кто отслужил и уволился в запас.
  • Отучившиеся на военных кафедрах и окончившие военные ВУЗы.
  • Мужчины старше 27 лет.
  • Те, кто не служил, потому что был освобождён от призыва.
  • Женщины с военно-учетной специальностью: связисты, врачи, геодезисты и другие.

Воинский учёт распространяется на всех сотрудников по трудовому договору, включая внешних совместителей.

Документы воинского учёта

На основании этих документов ведут воинский учёт и заполняют личные карточки сотрудников:

  • удостоверение (приписное свидетельство) — у призывников;
  • военный билет или временное удостоверение — у военнообязанных мужчин.

По правилам хранить документы по воинскому учёту нужно в железном шкафу.

Кто ведёт воинский учёт

За воинский учёт отвечает руководитель организации. Чтобы передать эту обязанность другому сотруднику, нужно назначить ответственного. Для этого издайте приказ и отправьте копию на согласование военному комиссару. Если на вашей территории нет военкомата, согласуйте приказ в местной администрации.

Сдавайте отчётность без бухгалтерских знаний

Эльба — бухгалтерия, с которой справится любой. Сервис подготовит платёжки на зарплату, налоги и взносы — а потом сам сформирует отчётность.

Как вести воинский учёт

  1. В день приёма на работу проверьте отметку в паспорте и документы воинского учёта. На 13-й странице в паспорте должен стоять штамп, например, такой: «‎Обязан (а) исполнять воинскую обязанность». Сверьте данные с приписным или военным билетом. Если у человека нет документов, сообщите в военкомат. Исправления, подозрительные неточности, поддельные документы — тоже повод позвонить военному комиссару.
  2. Перепишите данные из документов воинского учёта в личную карточку по форме Т-2. Заполните в ней раздел II «Сведения о воинском учете». Хранить личные карточки надо в отдельной картотеке.

3. Расскажите сотруднику о его обязанностях: о необходимости вставать на воинский учёт по месту жительства или по месту пребывания, особенно призывникам.

Сообщайте о вызовах в военкомат и вручайте повестки. Время, которое сотрудник провёл в военкомате, оплачивается в размере среднего заработка. В табеле учёта рабочего времени поставьте код «Г» или «23».

4. Каждый год согласовывайте план работы по воинскому учёту с военкоматом и ведите его. Сохраните шаблон из методических рекомендаций.

5. Регулярно отчитывайтесь перед военкоматом:

  • В течение двух недель отправляйте списки принятых и уволенных сотрудников, подлежащих воинскому учёту.
  • Сведения о сотрудниках — по запросу военкомата, в течение двух недель.
  • Списки несовершеннолетних сотрудников для первичной постановки на воинский учёт — срок зависит от возраста.

6. Актуализируйте личные карточки, если сотрудник женился, развёлся, получил диплом, перевёлся на другую должность, сменил место жительства. Сообщите об этом в военкомат в течение 2 недель.

Раз в год сверяйте раздел II личной карточки с документами воинского учёта и данными военкомата.

Например, когда сотрудник достиг предельного возраста (для солдат — 50 лет), военкомат должен снять его с учёта и сделать запись в военном билете. После этого вам нужно поставить отметку в личной карточке: «‎Снят с воинского учета по возрасту». Если человека признали негодным к службе, напишите: «Снят с воинского учета по состоянию здоровья».

7. Заведите журнал проверок. Бланк можно купить в специализированном магазине или взять из методических рекомендаций. Журнал заполняет представитель военкомата во время проверки.

Чем грозит нарушение воинского учёта

С проверкой могут прийти из военкомата или местной администрации.

До 1 января 2021 года малый бизнес освобождён от плановых проверок, поэтому в этом году точно не придут. Теоретически возможна внеплановая проверка по жалобе, но нам о таких случаях неизвестно.

За нарушение воинского учёта предусмотрена административная ответственность. Оштрафовать могут руководителя или ответственного за воинский учёт.

Вот суммы штрафов за нарушения воинского учёта:

В срок не сообщить в военкомат о принятых и уволенных сотрудниках, которые должны состоять на воинском учёте

от 1000 до 5000 ₽

В срок не ответить на запрос военкомата

от 1000 до 5000 ₽

Не отправить в военкомат списки несовершеннолетних сотрудников

от 1000 до 5000 ₽

Не оповестить сотрудника о том, что пришла повестка, и не дать возможность сходить в военкомат

от 1000 до 5000 ₽

Насколько велика вероятность получить штраф — сказать сложно. Постановления выносят военные комиссары, а их решения не попадают в базы судебных дел. Иными словами, достоверной статистики нет.

Срок привлечения к ответственности — два месяца со дня нарушения. Предположим, 1 марта 2021 года вы приняли на работу военнообязанного и до 14 марта не сообщили в военкомат. Это нарушение ч. 3 ст. 21.4 КоАП, но если его обнаружат после 14 мая, то оштрафовать уже не смогут.

Как организовать воинский учет в организации. Пошаговая инструкция 2019

Организация воинского учета в организации — пошаговая инструкция: Шаг 1. Изучение нормативной базы. Шаг 2. Назначение ответственного лица. Шаг 3. Работа с местным комиссариатом и определенным кругом работников. Шаг 4. Вести необходимые документы и регулярно сдавать отчетность.

Абсолютно у всех работодателей имеется такая обязанность, как организация воинского учета, и его предназначение — удовлетворить потребности государства и помочь управлять имеющимися ресурсами во время военных действий (в военное время). Но первым делом необходимо изучить документы, которые регламентируют порядок ведения воинского учета в организации. Обратите внимание, что чиновники регулярно обновляют нормативную базу, добавляя новые обязанности работодателям, поэтому следите за поправками.

В настоящее время воинский учет осуществляется на основании следующих правовых актов:

  • Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
  • Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • Указ Президента РФ от 14.08.1992 № 890 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
  • Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»;
  • Постановление Правительства РФ от 17.03.2010 № 156 «Об утверждении Правил бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
  • Инструкция по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время от 03.02.2015 № 664с;
  • Инструкция Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях;
  • Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях, утв. 11.07.2017.

Военно-учетная работа (ВУР) условно подразделяется на следующие категории:

  1. Общий воинский учет.
  2. Специальный воинский учет — бронирование военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).

Организация воинского учета в организации. Пошаговая инструкция

Ведение воинского учета в организации надо начинать с издания приказа и назначения ответственного лица, а также лиц, которые будут осуществлять учет во время отсутствия основного ответственного. Как правило, этой работой занимаются работники отдела кадров, а в небольших компаниях — руководитель или даже бухгалтер.

Пример приказа

На основании Постановления Правительства от 27.11.2006 № 719, ответственных за учет назначают, исходя из следующих нормативов:

  • 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
  • 1 освобожденный работник — если на учет поставлены 500-2000 граждан;
  • 2 освобожденных работника (военно-учетный стол) — при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;
  • 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, поставленные на учет.
Читайте также  Аренда столовых при предприятиях и учреждениях

Копию приказа об ответственных за учет военнообязанных необходимо будет предоставить в местный военный комиссариат (ВК). О последующих изменениях также надо уведомлять ВК.

Работнику кадровой службы или иному лицу необходимо включить в трудовой договор и должностную инструкцию соответствующие обязанности по ведению воинского учета.

Шаг 2. Определить, с кем работать

Все граждане РФ обязаны состоять на воинском учете (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ). Исключения составляют лица:

  • проходящие военную службу;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола, не имеющие военной специальности;
  • постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства № 719, Методическими рекомендациями по ведению воинского учета на предприятиях, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации 11.07.2018, необходимо учитывать:

  • мужчин призывного возраста (18-27 лет), не зачисленных в запас;
  • представителей мужского пола, находящихся в запасе;
  • сотрудников, обучившихся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;
  • лиц, освобожденных от призыва;
  • мужчин старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедших службу;
  • граждан, уволенных из армии;
  • работников, служивших альтернативно;
  • женщин, получивших военные специальности.

Если выяснится, что работник не состоит на воинском учете, хотя должен, работодателю придется в двухнедельный срок уведомить военный комиссариат о таком гражданине. Новая обязанность появилась у компаний с 17.02.2019, когда вступил в силу Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ. Еще одна обязанность — вручить работнику направление в военкомат для постановки на воинский учет. Форма этого документа утверждена совместным Приказом министра обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/197. Выглядит направление так:

Оборотная сторона

Учтите, что работодатель обязан вести воинский учет, в том числе и работников — внешних совместителей. На них распространяются все правила.

Если в организации осуществляется бронирование граждан, пребывающих в запасе, то помимо общего воинского учета, осуществляется еще и специальный воинский учет. Для этого дополнительно разрабатываются и ведутся документы в соответствии с приложениями к Инструкции от 03.02.2015 № 664с.

Шаг 3. Связаться с местным комиссариатом

Если воинский учет на предприятии раньше не велся либо компания создана недавно, для начала необходимо договориться о встрече в местном военном комиссариате. Как правило, сотрудники ВК готовы провести вводный инструктаж по теме воинского учета, выдать методические указания и необходимые бланки, а также проконсультировать ответственного сотрудника по сложным или спорным вопросам в этом деле.

Важно! Воинский учет и бронирование в организации, которая является филиалом, ведется по месту ее нахождения. В случае отсутствия возможности и при необходимости данные передаются по почте из головного офиса.

Документооборот по военно-учетной работе

  • сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (в двухнедельный срок);
  • списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет (каждый год — до 1 ноября), а также ежегодно в сентябре — списки молодых людей 15 и 16 лет.

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:

  • для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
  • для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Компания-работодатель обязана создать и вести следующие документы по учету:

  • приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • картотеку личных карточек форм № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  • журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • расписки о приеме документов воинского учета и корешки от них;
  • карточку учета организации (КУО форма № 18);
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями предприятий.

Кроме того, работодатель обязан вести разъяснительную работу с работниками, подлежащими учету. Согласно п. 27 Методических рекомендаций, сотрудникам надо предоставить, среди прочего, справочную информацию по мобилизации и подготовке к ней.

Современные программные продукты позволяют автоматизировать часть ВУР, формировать и выводить на печать разные документы по воинскому учету.

Практическая часть

Другой вариант — самостоятельное обращение в военкомат по месту регистрации работника с запросом о его статусе либо с информацией об отсутствии у уже принятого работника надлежащих документов и отметок.

В любом случае отсутствие военного билета нужно зафиксировать письменно, чтобы обезопасить компанию от административной ответственности за нарушение требований закона об учете военнообязанных.

Ответственное лицо снимает копию или сканирует военный билет полностью или со всех страниц, на которых есть записи.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)

Забронированные граждане, пребывающие в запасе, также подлежат учету, но они освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы.

Нормативное и методическое обеспечение и контроль за этим осуществляет Межведомственная комиссия Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.

Для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работодателю направляют утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и выписки из нормативных документов.

Соответствующие решения принимаются на заседаниях комиссии по мобилизации в отделе специальных мероприятий (в администрации муниципального образования) при непосредственном участии представителя отдела ВК. Впоследствии данное решение доводится до предприятия путем его вручения уполномоченному лицу работодателя под подпись.

Бланки формы № 4 (удостоверения об отсрочке) по доверенности от предприятия выдают в местном ВК. Работников бронируют по специальному перечню, в нем указаны требования к ГПЗ — профессии, возрасту, званию. После подбора отвечающих требованиям кадров в штате компании необходимо заполнить форму.

Отчетность для работодателей

  • в федеральные органы государственной власти или в головной офис;
  • в городскую комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • в отдел военного комиссариата по месту нахождения (юридический адрес) компании.

Ежегодными отчетными документами о состоянии работы по бронированию ГПЗ являются:

  • отчет о численности работающих и отобранных граждан, пребывающих в запасе, составленный по форме № 6;
  • доклад (пояснительная записка) о состоянии работы в этой сфере за отчетный период;
  • карточка учета (форма № 18).

Отчеты составляются по состоянию на 31 декабря отчетного года и должны содержать полные и достоверные сведения.

Предприятия, где не ведется бронирование, предоставляют в качестве отчета форму № 18.

Контроль за исполнением законодательства

Проверки осуществляют представители военкомата или органов местного самоуправления. Они должны оценить военно-учетную работу юридического лица на соответствие требованиям российского законодательства. Кроме того, они контролируют достоверность и полноту предоставляемых документов (после получения доступа к личным карточкам сотрудников, планам работы). Результаты проверки отражаются в специальном журнале в виде оценки.

Отказ от выполнения требований закона грозит ответственностью на основании Кодекса об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 21.1 КоАП РФ, непредоставление руководителем или другим должностным лицом работодателя, а также должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за ВУР, в установленный срок списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 рублей.

Воинский учет: с чего начать?

Какие организации должны вести воинский учет? Сколько человек требуется для ведения воинского учета? Что входит в обязанности сотрудника производящего учет? Каких работников следует учитывать? Все ответы вы найдете в нашей статье.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» все организации обязаны осуществлять воинский учет работников, то есть работодатель должен собирать, хранить, обновлять и передавать в военкомат сведения о военнообязанных работниках. Однако многие благополучно забывают о данной обязанности, либо считают, что если не трогать военкомат, то и он не будет о себе напоминать. Но рано или поздно организацию все-таки навестят люди из военкомата и ей придется заняться организацией воинского учета.

Так, откуда же военный комиссариат узнает данные организации, чтобы потребовать от нее всю необходимую информацию по воинскому учету? Ответ на данный вопрос довольно простой – из ЕГРЮЛ. Согласно Правилам утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1092 регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации юрлиц, а также иных сведений о них должен предоставить указанные сведения в военные комиссариаты.

Поэтому, как только организация начала свою деятельность лучше всего связаться с военным комиссариатом и организовать ведение воинского учета.

С чего начинается учет?

Порядок организации воинского учета определен постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее – Положение) и Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утвержденными Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008 (далее – Рекомендации). В данных документах приводится порядок ведения воинского учета в организациях, обязанности работников, производящих учет, требования к хранению документов и т. п.

Прежде чем непосредственно приступать к воинскому учету, необходимо определить количество сотрудников необходимых для его ведения. Так, согласно пункту 12 Положения число сотрудников, осуществляющих воинский учет, определяется по следующим нормам:

  • один работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
  • один освобожденный работник — при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан;
  • два освобожденных работника — при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;
  • один освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете.

Под освобожденными понимаются работники в обязанности, которых будет входить только ведение воинского учета.

При наличии в организациях двух и более сотрудников, ведущих учет, они объединяются в отдельное подразделение — военно-учетный стол.

При этом численность работников, находящихся на учете, должна определяется по состоянию на 31 декабря предшествующего года. Таким образом, на 31 декабря необходимо сверить количество сотрудников (в том числе и женщин, имеющих военно-учетные специальности) подлежащих воинскому учету. Следовательно, и количество сотрудников занимающихся воинским учетом определяется ежегодно.

Читайте также  Что такое бюджетирование предприятия для чайников?

Для выполнения обязанностей воинского учета в организации требуется всего лишь один работник по совместительству, если численность военнообязанных сотрудников компании не достигает 500 человек.

После подсчета людей, разрабатывается и издается (ежегодно) приказ об организации воинского учета и бронировании граждан, пребывающих в запасе. Форма приказа приведена в приложении № 4 к Рекомендациям. В данном документе указывается состав и обязанности работников по ведению учета. Обратите внимание, что проект приказа, а также назначение, перемещение и увольнение сотрудников, занимающихся военно-учетной работой необходимо согласовывать с военкоматом по месту нахождения организации.

Помимо этого необходимо составить план работ по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, который также составляется ежегодно и согласовывается с военным комиссариатом. Документ должен охватывать все мероприятия с указанием дат (сроков) их проведения, которые исполняет ответственный за воинский учет. Вариант плана приведен в приложении № 17 к Рекомендациям.

Также для работников ведущих воинский учет должны быть выделены специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов. Все расходы по организации воинского учета производятся за счет средств организации.

Оформление новых сотрудников

При приеме на работу нового работника специалисту по учету необходимо проверить наличие отметки в паспорте об отношении к воинской обязанности (страница 13 паспорта) и присутствие документов воинского учета. В военном билете должны быть верно, указаны:

  • Ф.И.О.;
  • дата рождения;
  • воинское звание;
  • категория запаса (для всех званий, кроме офицеров);
  • состав (профиль);
  • полное кодовое обозначение (ВУС);
  • категория годности к военной службе;
  • отметка о постановке на учете в военкомате (название военкомата и дата постановки на учет).

Если в военном билете есть отметки о вручении мобилизационного предписания или жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ, то также проверяется и их наличие.

Если же у работника вместо военного билета на руках временное удостоверение, то в нем следует проверить срок действия. Оно выдается сроком на один месяц, который может быть продлен на срок до одного месяца, но общей продолжительностью не более трех месяцев.

В ситуации, когда работник предоставляет приписное удостоверение, в нем должны быть указаны категория годности, отметка о постановке на учет в военкомате и дата отсрочки (не должна быть просрочена). Обратите внимание, что призывным является возраст до 27 лет, следовательно, военнообязанный после наступления данного возраста обязан получить военный билет.

Также сверяются данные документов воинского учета с паспортными данными гражданина и идентичность фотографии ее владельцу.

При обнаружении в документах неоговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов, принимаемого работника следует направить в военный комиссариат, в котором он состоит на воинском учете для уточнения документов воинского учета.

Помимо этого при отсутствии отметки о постановки на воинский учет либо отметки об отношении к воинской обязанности принимаемого сотрудника также следует направить в военный комиссариат, в котором он состоит на воинском учете или не состоит, но обязан состоять для их получения.

Если сотрудник передал документы по воинскому учету ответственному за учет, то ему необходимо выдать расписку об их принятии (приложение № 14 к Рекомендациям).

Далее заполняется личная карточка по форме № Т-2 (приведена в приложении № 5 к Рекомендациям). В ней отражаются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства (пребывания) работника и т. д. Особое внимание следует уделить разделу II «Сведения о воинском учете» личной карточки. Порядок его заполнения приведен в приложении № 7 к Рекомендациям. Он должен вестись аккуратно, без помарок и неустановленных сокращений, четким и разборчивым почерком. Записи должны производиться чернилами, шариковыми, гелевыми и другими ручками черного или синего цветов, а отметки о проведении сверки с документами воинского учета военных комиссариатов – простым карандашом.

Людмила Штатнова, эксперт по трудовому законодательству, для журнала «Практическая бухгалтерия»

Профессиональная пресса для бухгалтера

Для тех, кто не может отказать себе в удовольствии полистать свежий журнал, почитать проверенные экспертами качественно сверстанные статьи. Выбрать журнал >>

Воинский учет

Почти любая организация, даже из самой «мирной» сферы, сталкивается с воинским учетом. Бизнесмены должны собирать информацию о военнообязанных сотрудниках и предоставлять в военкомат необходимую отчетность по ним. Воинскому учету для военных целей подлежат также и некоторые транспортные средства. Рассмотрим, как организовать воинский учет, чтобы соблюсти все требования закона.

Какие сотрудники подлежат воинскому учету

Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 определяет категории граждан, которые подлежат воинскому учету:

  • призывники в возрасте 18-27 лет;
  • военнообязанные в запасе;
  • лица, успешно завершившие обучение по программам военной подготовки в учебных заведениях с военной кафедрой;
  • граждане, не прошедшие военную службу в связи с получением отсрочки или по иным основаниям;
  • граждане, уволенные с военной службы, но оставшиеся на воинском учете в военкоматах;
  • лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • женщины, получившие военно-учетную специальность (ВУС): фармацевты, фельдшеры, телеграфисты и т.д.

Не подлежат воинскому учету:

  • лица, освобожденные от воинской обязанности, например — по состоянию здоровья;
  • женщины, не имеющие ВУС;
  • офицеры запаса ФСБ и СВР.

Любая организация обязана осуществлять воинский учет своих сотрудников. Законодательство не делает никаких исключений даже для тех компаний, в которых трудятся всего несколько работников. Если хотя бы один из сотрудников относится к одной из перечисленных выше категорий, то работодатель должен организовать полноценный воинский учет.

Документы необходимы для воинского учета сотрудников

Общий порядок организации и ведения воинского учета определен Методическими рекомендациями Генштаба ВС РФ, утвержденными 11.07.2017 (далее – Рекомендации Генштаба).

Исходный документ компании по учету военнообязанных сотрудников — приказ об организации воинского учета. Им руководитель назначает работников, ответственных за ведение этого вида учета.

Число специалистов, которые занимаются воинским учетом, зависит от численности сотрудников (п. 12 постановления № 719). Например, малые и средние компании, где на воинском учете состоит менее 500 человек, могут поручить его ведение одному сотруднику, который выполняет эти обязанности по совместительству. Чаще всего в малом и среднем бизнесе этот участок работы ведет главбух или специалист по кадрам.

Также приказ должен содержать сведения о лицах, замещающих уполномоченного сотрудника на период его отсутствия и порядок передачи им всех учетных документов.

В рамках воинского учета организация должна вести следующие документы:

  • план работ по воинскому учету и бронированию военнообязанных в запасе;
  • журнал проверок данных воинского учета;
  • расписки сотрудников, подлежащих воинскому учету, о приеме у них соответствующих документов;
  • иные документы и справочную информацию по вопросам воинского учета.

Воинский учет сотрудников организация ведет на основании их личных документов — паспорта, военного билета, приписного свидетельства призывника. Основные данные уполномоченные специалисты вносят в личную карточку по форме Т-2. Порядок ее заполнения подробно описан в приложении № 7 к Рекомендациям Генштаба.

Как организовать и вести воинский учет сотрудников

Первое мероприятие компании в рамках воинского учета — регистрация в военкомате по месту ведения деятельности. Регистрацию необходимо пройти в течение 5 дней после включения организации в ЕГРЮЛ.

Процесс воинского учета в целом нужно выстраивать в соответствии с Планом работы военно-учетного стола. Для его составления можно воспользоваться образцом из Приложения 17 к Рекомендациям Генштаба или разработать собственную форму.

В Плане закрепляют порядки ведения картотеки, подготовки годовых планов, обмена сведениями с военкоматом, контроля подлинности документации и т.д.

Текущий воинский учет состоит из:

  • мероприятий по заполнению личных карточек работников;
  • информационной работы с сотрудниками, подлежащими воинскому учету;
  • сверки и передачи необходимых сведений в военные ведомства.

Сотрудники, ответственные за ведение воинского учета, работают по следующей схеме:

  1. При поступлении нового сотрудника проверяют предоставленные им документы.
  2. Заводят на работника личную карточку по форме Т-2, или ее аналогу, утвержденному в организации. В карточку вносят данные об отношении принятого сотрудника к военной службе.
  3. Заполненную карточку заверяют двумя подписями: ответственного сотрудника и самого работника.
  4. В 14-дневный срок с даты приема военнообязанного сотрудника на работу уведомляют местный военкомат. То же самое делают и при увольнении работника.

Еще одна функция работников, ответственных за воинский учет на предприятии — проверка актуальности отметок в документах военнообязанных сотрудников. Некоторые изменения могут вноситься несвоевременно, например:

  • сотруднику уже исполнилось 27 лет, но с учета в военкомате он не снялся и соответствующую отметку в документах не проставил;
  • сотрудник переехал, но не встал на учет по новому месту жительства;
  • у сотрудника появились проблемы со здоровьем, которые могут повлиять на исполнение воинской обязанности.

Выявив такие неточности, уполномоченный работник должен направить сотрудника в военкомат для их устранения.

Какую отчетность по воинскому учету сотрудников должны сдавать работодатели

Организация обязана подавать в военкомат следующие сведения о военнообязанных сотрудниках:

  • уведомление о приеме на работу или увольнении (приложение № 9 к Рекомендациям Генштаба);
  • уведомление об отсутствии у принятого на работу сотрудника документов, необходимых для воинского учета, если такой факт установлен;
  • иные сведения по запросу военного ведомства.

На предоставление перечисленных сведений дается срок 14 дней с даты приема на работу, увольнения или получения запроса. Помимо этого, организация должна ежегодно в срок до 1 ноября предоставлять списки работников, которые будут поставлены на воинский учет в будущем году.

Периодическая отчетность по воинскому учету включает 2 основных документа:

  • карточку учета организации (форма № 18);
  • отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма № 6).

Карточку по форме № 18 в первый раз компания подает в 14-дневный срок с даты регистрации, далее — один раз в 2 года до 31 декабря текущего года по состоянию на 1 января следующего года.

Сроки сдачи формы № 6 — те же, что и для формы № 18. Ее нужно заполнять в трех экземплярах, два из которых пойдут в военкомат и комиссию по бронированию, а третий — останется в организации.

Читайте также  Обязанности секретаря делопроизводителя на предприятии

Образцы отчетов и указания по их заполнению изложены в письмах Минкультуры:

  1. Для формы № 18 — письмо от 21.10.2015 № 344-01-39-ВА.
  2. Для формы № 6 — письмо от 03.11.2003 № 125-01-16/24.

Несмотря на то, что указанные письма формально относятся только к организациям из сферы культуры, их могут использовать и компании из других отраслей. Порядок воинского учета сотрудников не зависит от отраслевой принадлежности. Также организация может обратиться за дополнительными разъяснениями в свой военкомат.

Какие транспортные средства подлежат воинскому учету

Общие правила исполнения военно-транспортной обязанности установлены Указом Президента РФ от 02.10.1998 № 1175. Порядок реализации положений этого документа определяет Минобороны и другие военные ведомства.

В частности, все организации обязаны вести воинский учет транспортных средств, которые в случае необходимости надо будет предоставить Вооруженным Силам РФ и другим формированиям на период военного времени (Приказ Министра обороны РФ от 14.03.2014 № 151):

  1. Пассажирские автобусы.
  2. Грузовые автомобили.
  3. Прицепы и полуприцепы.
  4. Транспорт повышенной проходимости.
  5. Специализированный транспорт, например, автокраны, самосвалы, бензовозы и т.п.
  6. Тракторы.
  7. Дорожно-строительная техника.
  8. Снегоходы и квадроциклы.

Как организовать и вести воинский учет транспортных средств

В мирное время военно-транспортная обязанность организаций заключается в текущем учете транспортных средств, которые в случае необходимости могут быть переданы Вооруженным Силам РФ.

Каждая организация должна отчитываться перед военным комиссариатом по его запросу о наличии и техническом состоянии тех транспортных средств, которые подходят под приказ № 151. На запрос военкомата следует отвечать, даже если у компании нет указанного транспорта. Отсутствие ответа военное ведомство может расценить как уклонение от исполнения требований закона, за что наступает административная ответственность.

В составе сведений о наличии и техническом состоянии транспорта необходимо указывать и данные о его фактическом местонахождении, так как это влияет на возможность исполнения военно-транспортной обязанности. Например, транспортное средство может быть сдано в аренду или направлено в филиал организации в другом регионе.

Обязательную периодическую отчетность по военно-транспортной обязанности закон не предусматривает. Поэтому, если запросов от военкомата по транспорту не было, то и предоставлять информацию не нужно.

Ответственность за нарушения порядка воинского учета сотрудников и транспорта

За невыполнения обязанностей по воинскому учету на руководителя или иное ответственное должностное лицо может быть наложен административный штраф в размере от 1 до 5 тыс. руб. (гл. 21 КоАП РФ). Срок привлечения к ответственности за указанное нарушение составляет 3 года.

Административная ответственность за нарушения при исполнении военно-транспортной обязанности предусмотрена ст. 19.25 КоАП РФ. Размер штрафа для должностных лиц — от 500 до 1 тыс. руб., для организаций – от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб.

Вывод

Все бизнесмены, вне зависимости от масштаба и сферы деятельности обязаны вести воинский учет сотрудников и выполнять военно-транспортную обязанность.

За нарушения в этой области предусмотрены административные наказания в виде штрафов.

О воинском учете работников в микропредприятиях

В 2019 году у работодателей в силу закона появились новые обязанности выявлять работников, уклоняющихся от постановки на воинский учет, вручать им направления для явки в военкомат и сообщать о них в военный комиссариат.

Новая редакция федерального закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 года о воинской обязанности и военной службе, вступившая в силу с 19.02.2019 года, предусматривает обязанность работодателей сообщать в военные комиссариаты о работниках, уклоняющихся от постановки на воинский учет, а также вручать таким работникам направления в военкоматы для постановки на воинский учет.

Фактически в России восстанавливается советская система организации воинского учета по «территориально-производственному принципу».

Ранее работодатели были обязаны направлять сведения о не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете работниках только по запросам военкомата, обеспечивая при этом оповещение граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов и предоставляя им возможность своевременной явки по этим вызовам (повесткам).

    По новым правилам работодатели обязаны:
  1. направлять в 2-х недельный срок сведения о случаях выявления работников, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на таком учете;
  2. вручать этим работникам направления в военкоматы для постановки на воинский учет.

направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете;

вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона.

(Пункт 1 статьи 4 53-ФЗ)

Таким образом, все организации, независимо от форм собственности, обязаны вести воинский учет работников. Организации, относящиеся к категории малых и микропредприятий, не освобождаются от этой обязанности.

Что касается ИП с наемными работниками, то закон прямо не упоминает индивидуальных предпринимателей в качестве лиц, ответственных за ведение воинского учета; речь идет об организациях, то есть о юридических лицах , тогда как ИП действуют без образования юридического лица .

Но здесь возможно расширительное толкование, связанное с отнесением ИП к работодателям и, как следствие, на практике могут иметь место претензии к ИП-работодателям со стороны военкоматов по ведению воинского учета.

Ведение воинского учета у работодателей осуществляется в соответствии с » Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях «, утвержденных Генеральным штабом министерства обороны РФ 11.07.2017 года.

Воинский учет ведется на основании документов воинского учета, которые предъявляют соискатели при приеме на работу по трудовому договору.

    К документам воинского учета относятся:
  • удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приписное свидетельство) — для призывников;
  • военный билет (справка взамен военного билета или временное удостоверение, выданное взамен военного билета) — для военнообязанных.
  • К призывникам относят граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанных состоять на воинском учете, не пребывающих в запасе.

    К военнообязанным относят граждан мужского пола, пребывающих в запасе и женского пола, имеющие военно-учетные специальности

Воинский учет у работодателя не ведется в отношение работников:

  • освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с 53-ФЗ;
  • женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающих за пределами РФ;
  • работников, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки или Федеральной службы безопасности России.

При приеме на работу в 2019 году работодатель (руководитель организации/ИП или должностное лицо, ответственное за кадровое оформление работников) должен проконтролировать не только наличие у работников документов воинского учета, но и в порядке ли эти документы, то есть: нет ли где неточностей, поддельных записей, вырванных листов, все ли необходимые отметки на месте. И если таковые обнаружены — сообщить в военкомат.

Соискателю, не предъявившему документы воинского учета, отказать в приеме на работу по закону нельзя.

В Трудовом кодексе нет положений о запрете принимать на работу лиц без документов воинского учета. Если мы откажем в приеме на работу такому соискателю, то нарушим его трудовые права.

Если документов воинского учета у соискателя нет, то работодатель обязан запросить сведения о статусе соискателя для целей воинского учета и, в случае приеме на работу работника, который не предъявил документы воинского учета, сообщить в военкомат по установленной форме.

Если работодатель не исполнит данную обязанность, это может повлечь привлечение его к административной ответственности по части 3 статьи 21.4 КоАП РФ.

    Федеральное законодательство и подзаконные акты возлагают на работодателей следующие обязанности по ведению воинского учета и военно-учетной работе:
  1. проверять у граждан РФ, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона);
  2. информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации;
  3. разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ, контролировать их исполнение, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
  4. определять граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принимать необходимые меры к постановке их на воинский учет;
  5. вести и хранить личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом министерством обороны РФ;
  6. направлять в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы;
  7. оповещать граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления в случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета;
  8. направлять в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
  9. представлять ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
  10. оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

О приеме и увольнении работника, который подлежит воинскому учету, работодатель обязан уведомить военный комиссариат и (или) органы местного самоуправления в течение двух недель .

Народная самодеятельность